Новое на сайте

Популярное

Александр ТОРОПЦЕВ. Время и пространство. Люди и человек. Образы и писатели. (Свободные размышления)

E-mail Печать PDF

Александр Торопцев.

Время и пространство. Люди и человек. Образы и писатели.

(Свободные размышления)

 

Цель

Целью данной работы является обоснование мысли о том, что самые великие произведения в мировой литературной истории отражали жизнь людей в Переходные периоды или, как я их называю в Нейтральных Временных полосах, когда старый мир уходит, но не ушёл, а новый мир приходит, но еще не пришел.

 

Средства

Для обоснования этого утверждения необходимо чуть подробнее рассказать о разных Нейтральных Временных полосах: глобальных, тысячелетних, «региональных» и вековых, и напомнить читателям о произведениях, в которых зафиксирована жизнь человека, общества, племен и государств в эти напряженные периоды.

Коротко о движении истории

Со школьных лет хорошо известно, что движение жизни Земного шара в пространственно-временном поле циклично, или синусоидально, или волнообразно. Эта цикличность не подвластна воле и разуму человека, а значит не стоит мечтать о ее подчинении.

Синусоида движения «каната жизни» Земного шара представляет собой суперпозицию нескольких синусоид, имеющих разные частоты пульсации.

О самой крупной синусоиде (Махаюге, Манвантаре, состоящей из четырех юг) говорится в древнеиндийском эпосе «Махабхарата».

Существует версия о том, что через каждые 25 тыс. лет на нашей планете происходят земношарного масштаба катаклизмы. Иные ученые называют цифру в 12,5 тыс. лет. И те, и другие приводят обоснованную аргументацию в пользу своих мнений, которые, как легко догадаться, не противоречат друг другу. Пусть это будет синусоида с периодом в 12,5 тысяч лет.

В «Сказании об Атрахасисе», известном со старовавилонского времени, с правления Аммицадуки (1646-1626 гг. до н.э.), упрямым рефреном повторяется: «Не прошло и двенадцати сотен лет, Страна разрослась, расплодились люди…» Эту цифру (1200 лет) некоторые ученые XIX-XX вв. н.э. называют предельной для крупных государственных образований типа Римской империи, Византийской империи и так далее. Учитывая опыт тех, кто написал «Сказание об Атрахасисе», наблюдения современных специалистов и сведения из мировой истории, можно с уверенностью сказать, что существует Земношарная синусоида с периодом в 1200 лет.

В VIII-III вв. до н.э. на Земном шаре доминировали города-государства. В III в. до н.э. – III в. н.э. – крупные государственные образования имперского типа. В III-VII вв. н.э., во времемена так называемого Великого переселения народов, - мелкие во времени и пространстве государства. В VII-XI вв. – крупные державы. В XI-XV вв. – небольшие, повторюсь, во времени и пространстве государства. В XV-XX вв. – крупные державы имперского типа. Это наблюдение наводит на мысль о том, что смена моды на тип государственного устройства не случайна. А значит, и синусоиду в 300-500 лет необходимо учитывать в изучении Истории.

Любое государство в каждые 80-120 лет проходит через следующие этапы государственного строительства: генерация государственной идеи, ее реализация, накопление, потребление накопленных богатств. На этапе потребления рождается новая государственная идея. Доминирующей в ней могут быть духовная, экономическая, культурологическая, военная (экономика военных походов) и так далее составляющие, которые будут определять все сферы жизни и деятельности государства в целом и большинства его граждан в последующем столетии. Любой желающий может убедиться в обоснованности данной идеи, проштудировав историю, скажем, Московской империи со времен Даниила Александровича и до конца XX века, в котором Ленин и его сподвижники и оппоненты являлись генераторами идей, Сталин – реализатором, Хрущев и Брежнев – накопителями, Горбачев, Ельцин, Путин, Медведев – потребителями. Утро – день – вечер – ночь. Весна – лето – осень – зима. Генерация идеи, ее реализация, накопление богатств, потребление.

 

Временная Нейтральная полоса

Каждая из очерченных выше синусоид завершается Временной Нейтральной полосой, социально-психологическое состояние в которой очень похоже на социально-психологическое состояние в Кали-юге.  Разница между ними лишь в количестве десятилетий, столетий, тысячелетий, в течение которых, придется повториться, одна идея жизнеустройства уходит, но еще не ушла, а другая приходит, но еще не пришла.

Я напомню о Кали-юге, последней в Махаюге:

«Кали-юга. «Век демона Кали», «железный век», «век раздора». 432 тыс. лет. Падение нравственности, добро в мире уменьшается до одной четверти от состояния в Сатье-юге (первой юге). К концу Кали-юги нравственность полностью разрушается. Общая экономическая и духовная деградация, люди проявляют самые отвратительные качества. Слабеют мужество, ум и сила. Поведением людей управляет злоба, зависть, ложь и честолюбие… Правители становятся тиранами и не могут держать людей в повиновении, защищать народы от нападения варваров. Кали-юга прекращается, когда зло и насилие заполняют весь мир, который затем разрушается (пралайя). Завершается Махаюга и круг эпох возобновляется».

Кали-юга – Древнеиндийская Временная Нейтральная полоса.

Закат империй – «Тысячелетняя» Временная Нейтральная полоса.

Переход от полисного устройства Земного шара и крупных Цивилизационных центров к имперскому устройству и наоборот – Региональная Временная Нейтральная полосой.

Изменение направления социально-политического, а значит, и социально-психологического векторов в том или ином государстве через каждые 80-120 лет – Вековая Временная Нейтральная полоса.

Вполне возможно, что существует и еще одна синусоида с периодом в 6 тысяч лет. Но пока у меня нет соответствующих знаний, чтобы обоснованно вычленить её. А, значит, пока я должен ограничиться лишь догадками.

Коротко о человеке и «образе человека» (или «Каким он был, таким остался» и останется во веки веков)

Несмотря на то, что каждый человек уникален, в людях гораздо больше общего, субстанционального, чем частного, акцидентного.

Человек многогранен как шар, то есть бесконечно многогранен.

Всё субстанциональное, что делает человека человеком, сокрыто в бесконечно малой величине, в центре шара. Из центра на поверхность эманируют лучи, украшающие шар. Эти лучи-качества любой личности меняют количественные характеристики под влиянием разных внешних, в частности, временных воздействий, цикличных, что важно для дальнейших рассуждений, и тем самым меняется (но не субстанционально!) шарообразный калейдоскоп.

Ни человека, ни многочисленные его образы изменить, трансформировать невозможно, даже гениям гениев, хотя бы потому, что невозможно пробраться в «бесконечно малую», где сокрыта суть Человека и даже человека конкретного, то есть то самое «человеческое, слишком человеческое» (Ф. Ницше), или «человечкино» (Н. С. Лесков).

Образы не формируются, а проявляются.

Всем заинтересованным лицам остается только искать проявленное, и, если есть талант, описывать эти образы, даже не мечтая в самых сладких снах об их преобразованиях, о трансформациях. (Разве что некоторым фантастам, ленивым по разным причинам и стремящимся к быстрой славе, это делать можно, особенно в периоды свободословия).

В истории Земного шара можно найти много примеров того, как народы самых разных стран рождали-проявляли образы, внутренне, по сути, очень похожие друг на друга, но внешне, конечно же, «украшенные» колоритом тех или иных регионов пространственно-временного поля. Например, почти трех тысячелетняя история рождения-проявления «Образа Настоящего рыцаря» в нескольких крупнейших Цивилизационных центрах Земного шара. (Об этом подробно говорится в книге автора данных строк, которая так и называется «Рождение Образа Настоящего рыцаря»).

Литературные шедевры, повествующие о жизни людей, племен и государств во Временных Нейтральных полосах

 

Эпохальная Временная Нейтральная полоса

Ассиро-вавилонский эпос. Переводы с шумерского и аккадского языков В. К. Шилейко. СПб., 2007.

Мифы народов мира.

Пятикнижие и Гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино». Москва-Иерусалим, 1999.

Толковая Библия, или комментарий на книги св. писания Ветхого и Нового Завета, т. 1-3, Петербург, 1904-1907. Второе издание Института перевода Библии. Стокгольм. 1987.

Эпос о Гильгамеше. («О все видавшем»). Пер. с аккадского И. М. Дьяконова. М., 1961, 2006.

Я открою тебе сокровенное слово. М., 1981.

 

«Тысячелетняя» Временная Нейтральная полоса

Ригведа. Избранные гимны. Пер., комментарии, вступ. ст. Т. Я. Елизаренковой, М., 1972. Мандалы I—IV. М., 1999. Мандалы IV—X. М., 1999. Мандалы V—VIII. М., 1999.

Шицзин. Книга песен и гимнов. М., 1897.

Гомер. Илиада. М., 1985. Одиссея. М., 1984.

Геродот. История. М., 1993.

Еврипид. Трагедии. Том 1—2. М., 1980.

Софокл. Драмы. Пер. Ф. Ф. Зелинского. М., 1997.

Уэльс: Хроника бриттов. Книга сказаний. Пер., составление и комментарий С. Шабалова. СПб., 2005.

Эсхил. Трагедии. В переводе Вячеслава Иванова. М., 1989.

Философские произведения и философские школы, создаваемые мыслителями в VII-III вв. до н.э. в крупных Цивилизационных центрах Земного шара (Индостан, Поднебесная, Центральная Азия, Месопотамия, Средиземноморье)

Авеста. Избранные гимны из Видевдата. Пер. с авестийского Ивана Стеблина-Каменского. М., 1993.

Заратустра. Учение огня. Гаты и молитвы. М., 2002.

Зороастрийские текст. Суждения Духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и други тексты. Пер. О. М. Чунаковой. М., 1997.

Артхашастра. М., 1993.

Дхаммапада. М., 1960.

Дхармашастра. Нарады. Пер. А. А. Вигасина и А. М. Самозванцеваю М., 1998.

Законы Ману. М, 1992.

  1. Махабхарата. Книга первая. Адипарва. М.—Л., 1950. Махабхарата. Книга вторая. Сабхапарва. М., 1992. Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньякапарва). М., 1987. Махабхарата. Книга четвертая. Видатапарва или книга о Вирате. М., 1993. Махабхарата. Книга пятая. Удьйогапарва или книга о старении. Ленинград, 1976. Махабхарата. Книга шестая. Бхишмапарва, или Книга о Бхишме. М., 2009. Махабхарата. Книга седьмая. Дронапарва или книга о Дроне. СПб, 1992. Махабхарата. Книга восьмая о карне (карнапарва). М, 1990. Махабхарата. Книга девятая. Шальяпарва или книга о Шалье. М, 1996. Махабхарата. Книга десятая. Сауптикапарва или книга об избиении спящих воинов. Книга одиннадцатая. Стрипарва или книга о женах. М, 1998. Махабхарата. Книга десятая. Книга одиннадцатая. Вып. VIII. Книга о нападении на спящих (кн. Х, гл 1—18). Книга о женах (кн. ХI, гл. 1—27). Издание второе. Ашхабад, 1982. Махабхарата. Книга четырнадцатая. Ашвамедхикапарва, или Книга о жертвоприношении коня. СПб., 2003. Махабхарата. Заключительные книги. XV-XVIII. СПб., 2005. Махабхарата. Философские тексты. Выпуск I. Книга 1. Бхагаватгита. Пер. с санскрт, предисловия, примечания и толковый словарь Б. Л. Смирнова. Ашхабад, 1977. Махабхарата. Философские тексты. Выпуск I. Книга 2. Анугита («Последующая песнь»). Отдел XIV книги Махабахараты Ашвамедхапарван (Книга «Жертвоприношение коня»). Книга Санатсуджаты (Санатсуджатапарван). Пер. с санскрт, предисловия, примечания и толковый словарь Б. Л. Смирнова. Ашхабад, 1977. Махабхарата. Философские тексты. Выпуск V, Книга I. (Мокшадхарма) (Основа освобождения). Издание второе. Перевод, предисловие академика А. Н. СССР Б. Л. Смирнова. Ашхабад. 1983. Махабхарата. Рамаяна. Перевод с санскрита. М., 1974. Махабхарата. Вступительная статья и примечания Б. Л. Смирнова, [т.] 1—7, Аш., 1955—63.

Лукреций. О природе вещей. Пер. с лат. Ф. А. Петровского. М., 1936.

Мабиногион. Волшебные легенды Уэльса. М., 1995.

Память острова Мэн. Книга сказаний. Пер., составление и комментарий С. Шабалова. СПб., 2002.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В трех томах. С. П. Маркиша и С. И. Соболевского. М., 1961—1964.

Похищение быка из Куальнге. М., 1985.

Саги об уладах. Пер. с ирландского. М., 2004.

Сыма Цянь. Исторические записки. т. I—VIII, М., 1972—1996. Исторические записки. т. IX, М., 2010.

Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.

Идзумо-фудоки. / Пер., предисл., коммент. К. А. Попова. М., 1966.

Ким Бусик. Самкук Саги. Летописи Когурё. Летописи Пэкче. Хронологические таблицы. М., 1995. Самкук Саги. Летописи Сила. М., 2001. Самкук Саги. Разные описания. Биографии. М., 2002.

Кодзики. Записи о деяниях древности. СПб., 1994. Свиток 1-й. Мифы.

Гильда Премудрый. О погибели Британии. Фрагменты посланий. Жития Гильды. Пер., вступ. Статья и примечания Н. Ю. Чехонадской. СПб., 2003.

Древнеанглийская поэзия. Издание подготовили О.А. Смирницкая, В.Г. Тихомиров. М., 1982.

Древнесеверные саги и песни скальдов в переводах русских писателей. Изд. Глазунова. С-Петербург, 1903.

Поэзия скальдов. Репринтное воспроизведение издания 1979 г. СПб., 2004.

Предания и мифы средневековой Ирландии. Перевод С. В. Шкунаева. М., 1991.

Скандинавская баллада. Переводы Г.В. Воронковой. Ленинград. 1978.

Смирнов А. А. Ирландские саги. 2 изд. Л.—М., 1933.

Манъёсю («Собрание мириад листьев»). Вступительная статья и комментарий А. Е. Глускиной. Т. 1—3. М., 1971—72.

Кокинвакасю. Собрание старых и новых песен Японии. Тт.1-3. Перевод со старояп. А. Долина. М., 1995.

Танские новеллы. М., 1955.

Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. Переводы: А.С. Бобович, М.А. Бобович, С.А. Ошеров. М., 1984.

Исландские саги. М., 1956. Исландские саги. Перевод с древнеисландского языка А.В. Циммерлинга. М., 2000. Тт. 1, 2. Под ред. О.А.Смирницкой. СПб., 1999.

Корни Иггдрасиля. Эдда. Скальды. Саги. Приложения. М., 1997.

Младшая Эдда. Пер. О.А. Смирницкой. М., 1994.

Сага о Сверрире. М., 1988.

Снорри Стурлусон. Круг земной. Издание подготовили А.Я. Гуревич, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкая, М.И. Стеблин-Каменский. М., 1995.

Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. Пер. А. И. Корсуна. СПб., 2006.

Стурла Тордарсон. Сага об исландцах. Пер. с древнеисландского языка А. В. Циммерлинга. СПб., 2007.

Гарсиласо де ла Вега. Инка. История государства инков. Л., 1974.

Ланда Д. Сообщение о делах в Юкатане. Пер. со староиспанского. М.-Л., 1955.

Лас Касас Б. История Индий. Л., 1968

Открытие великой реки Амазонки. Хроники и документы XVI века о путешествиях Франциско де Орельяны. М., 1963.

Пополь-Вух. Родословная владык Тотомикапана. Пер. с языка киче. Издание подготовил Кинжалов Р.В. НИЦ «Ладомир» –  «Наука». М.: 1993.

Хроника открытия Америки. Новая Испания. Книга 1. Переводы с испанского. М., 2000.

Кирша Данилов. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М. — Л., 1958.

Сковорода Г. С. Сочинения. Пер. с укр. А. Н. Гордиенко. Мн., 1999.

 

Региональная Временная Нейтральная полосой

Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу). М., 1993.

Антонин Марк Аврелий. Размышления. Пер. А. К. Гаврилова. СПб., 1993.

Апулей. Апология. Или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии. Метаморфозы в XI книгах. Флориды. Пер. М. А. Кузмина и С. П. Маркиша.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Второе, исправленное, издание. Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1986.

Записки Юлия Цезаря. Пер. М. М. Покровского. М. – Л., 1948.

Изречения египетских отцов. Пер. с коптского А. И. Еланской. СПб., 2001.

Иордан. О происхождении и деяниях гетов. GETICA. СПб., 1997.

Панчатантра. Избранные рассказы. Пер. Р. О. Шор. М., 1930. М., 1958.

Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.

Хуэй-цзяо «Жизнеописания достойных монахов». Пер. с китайского М. Е. Ермакова. В 3-х т. Т.1. Раздел «Переводчики». М., 1991). Том II (Раздел 2: Толкователи). СПб., 2005.

Поэты джахилийи

Ансельм Кентерберийский. Сочинения. Пер., послесловие и комментарии И. В. Купреевой. М., 1995.

Жизнеописание трубадуров. Жан де Нострадам. Жизнеописание древних и наиславнейших провансальских пиитов во времена графов провансальских процветших. М., 1993.

Песни о Гильоме Оранжском. Издание подготовили Ю.Б. Корнеев, А.Д. Михайлов. - Наука, М., 1985.

Песни южных славян. Пер. с болгарского, сербскохорватского и словенского. М., 1976. Серия «Библиотека всемирной литературы.

Титмар Мерзебургский. Хроника. В 8 кн. Пер. с лат. И. В. Дьяконова. М., 2005.

Хроника Энгельбректа. М., 2003.

Хроника Эрика. Перевод со шведского А. Желтухина. –  «Фантакт», Выборг, 1994.

Козин. Сокровенное сказание. Монгольская хроника. 1240 г. М., 1941.

Рашид-ад-дин. Сборник летописей. В трех томах. Тома 2,3. М-Л., 2002. Том. 1 М., 2002.

Слово о полку Игореве. Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978.

Ланда Д. Сообщение о делах в Юкатане. 1566 г. Перевод со староиспанского. М. — Л., 1955.

Николло Макиавелли. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996. История Флоренции. Пер. Рыковой Н.Я. Л., 1973.

Новеллы итальянского Возрождения. М., 1913.

Хинес Перес де Ита. Повесть о Сергии и Абенсеррахах, мавританских рыцарях из Гранады. М., 1981.

Шекспир У. Исторические хроники. М., 1987. Полное собрание сочинений. Под ред. А. А. Смирнова и А. А. Аникста, т. 1—8, М., 1957-1960.

Домострой. Русский семейный устав. М., 2005.

Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991. Житие Протопопа Аввакума. М., 1997.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., Наука, 1981.

Послания Ивана Грозного. Подготовка текста Д. С. Лихачева и Я. С. Лурье. СПб., «Наука», 2005.

Иосиф Тбилели (настоящая фамилия — Саакадзе). Великий Моурави. Поэма XVII века о Георгии Саакадзе. М., 1945.

Бабур Захиреддин Мухаммед. Бабур-наме. Записки Бабура. Пер. С. Салье. Ташкент, 1993.

Путь к мудрости: Акбар и Бирбал. Мн., 2000.

Алпамыс-батыр. Тексты и переводы. Под ред. М. О. Ауэзова и Н. С. Смирновой. А.-А., 1961.

Алпамыш. Узбекский народный эпос. М., 1958.

Алып-Манаш, в кн.: Улагашев Н. У., Алтай-Бучай. Ойратский героический эпос. Новосибирск, 1941.

Ашиг-Гариб. Шасенем и Гариб. М., 1946.

Ашик-Кериб. Сб., Л., 1941;

Гесериада. Пер., вступит. ст. и коммент. С. А. Козина. М. — Л., 1935 (имеется библ.).

Гэсэр. Бурятский героический эпос. Пер. с бурят. С. Липкина. М., 1968.

Дзэами Мотокиё. Предание о цветке стиля: (Фуси кадэн), или Предание о цветке: (Кадэнсё). М., 1989.

Самураи восточной столицы. Пер. с япон. М. В. Успенского. Калининград, 1998.

Цзи Юнь. Записки из хижины. «Великое в малом». СПб., 2003.

Гельвеций К. А. Об уме. М., 1936.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. Пер. с немец. А. В. Михайлова. М., 1977.

Гольбах, Поль Анри. Здравый смысл. Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным. М., 1941.

Пейн Томас. Избранные сочинения. М., 1959.

Франклин, Бенджамин. Избранные произведения. М., 1956.

 

Вековая Временная Нейтральная полоса.

Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск, 1991. Иудейские древности. Минск, 1994.

Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. Серия "Библиотека всемирной литературы". Переводы В.Тихомирова, А.Корсуна, Ю.Корнеева. М., 1975.

Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950.

Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993.

Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М.: Художественная литература. 1976. Перевод со старофранцузского Ю. Корнеева.

Песнь о Роланде. Пер. со старофранцузского. Ю. Корнеева. Ставрополь, 1994. Перевод Ф. де ла Барта. – М.: 1958.

Поэма об Алгузе. Сост. Е. А. Хадонов, З. М. Хадонов. М., 1993.

Песнь о Нибелунгах. Л., 1979.

Анна Комнина. Алексиада. СПб., 1996.

Кабус-намэ. Пер. Е.Э. Бертельса. М., 1953.

Книга моего деда Коркута / Пер. В. В. Бартольда. М.; Л., 1962.

Виллани Дж. Новая хроника, или История Флоренции. Пер. М.Ю. Юсима. М., 1997.

Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Пер. с лат. П. К. Губера. Калининград, 1995.

Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988.

Бернс, Роберт. Стихотворения. На английском и русском языках. М., 1982.

Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих. Собрание сочинений. Т. 1—7. М., 1955—1957.

Байрон, Джордж Ноэл Гордон. Поэмы. Т. 1—2. М., 1940.

Блейк, Уильям. Избранные стихотворения. На английском и русском языках. М., 1982.

Бодлер Шарль. Цветы зла. Пер. В. Брюсова, в сборнике: Революционная поэзия Запада 19 в. М., 1930.

Вагнер, Рихард. Избранные статьи. М., 1935.

Гарибальди Джузеппе. Мемуары. М., 1966.

Гейне, Генрих. Собрание сочинений. В 10 томах. Тома 1-10. М., 1956-1959.

Гёте, Иоганн Вольфганг. Собр. соч. Юбилейное изд., т. 1—13, М.—Л., 1932—49;

Гофман, Эрнст Теодор Амадей. Эликсир сатаны. Л., 1984.

Гюго, Виктор. Собрание сочинений. т. 1—15. М., 1953—1956.

Лонгфелло Генри Уодсуорт. Избранное. М., 1958.

Мериме Проспер. Собрание сочинений. Т. 1—6. М., 1963.

Мицкевич Адам. Собрание сочинений. Т. 1—5. М., 1948—1954.

Наполеон, Бонапарт. Императорские максимы. М., 2003. Воспоминания и военно-исторические произведения. Пер. с фр. СПб., 1994.

Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. Незавершенный трактат Фридриха Ницше в реконструкции Элизабет Фёрстер-Ницше и Петера Гаста. М., 2005. Сочинения в двух томах. Т. 1, 2. М., 1990. Странник и его тень. М., 1994.

Саути Роберт. Баллады. Предисловие Н. Гумилева. П., 1922.

Шарден, Пьер Тейяр де. Феномен человека. Пер. с франц. Н. А. Садовского. М., 1965.

Шелли, Перси Биши. Странники мира. В переводах Константина Бальмонта. М., 2005. Триумф жизни. Избранные философско-политические и атеистические трактаты. М., 1982.

Грибоедов А. С. Горе от ума. М., 1988.

Лермонтов Михаил Юрьевич. Полное собрание сочинений. Т. 1—5. М. — Л., 1935—1937.

Поэты пушкинской поры. М., 1981.

Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. Т. 1—10. 3 изд. М., 1962—1966.

Ирвинг, Вашингтон (Уошингтон). История города Нью-Йорка. М., 1966. Новеллы. Пер. с англ. А. Бобовича. М., 1985.

Эпохальная Временная Нейтральная полоса

Эпос о Гильгамеше

Сначала нужно попытаться ответить на вопрос, какой же мир уходил, но еще не ушел во времена жизни и деятельности Гильгамеша, и какой мир приходил ему на смену?

«Мир IV-III тысячелетий до н.э. - это мир конца каменного века и начала века металлов», - И. М. Дьяконов «Эпос о Гильгамеше». Статья в книге «Эпос о Гильгамеше («О всё видавшем»), пер. с аккадского И. М. Дьяконова. Репринтное воспроизведение издания 1961 года. С-Пб, «Наука». 2006. С. 92.

Необходимо помнить, что в III тыс. до н.э. в Месопотамии началось массовое строительство городов, многие из которых стали столицами относительно небольших государств.

 

Древние города Месопотамии:

 

Нельзя забывать и о том, что где-то в V-IV тыс. до н.э.  началась доместикация лошади.

В V тыс. до н.э., как считают ученые, изобретено колесо.

Но от первых успехах человечества в доместикации лошади от изобретения колеса до повсеместного использования колесниц и конницы путь лежал большой.

Во всяком случае, во времена зарождения «Эпоса о Гильгамеше» в Шумере, да и во всех других городах-государствах Месопотамии ни того, ни другого еще не было. Было переходное время, Нейтральная Временная полоса.

От завершения Каменного века до активного использования колеса и доместикации лошади.

Была еще одна важнейшая для экономического развития громадного региона доместикация – верблюдов, «кораблей пустыни». Но это произошло во II тыс. до н.э. И об этом нам говорить пока рановато.

И конечно же, нельзя забывать о философии взаимоотношений оседлого люда, жителей огражденного Урука, с теми, кто жил в степях и пустынях. Гильгамеш и Энкиду. По сюжету Эпоса Энкиду герой, соратник и друг Гильгамеша, его побратим, созданный богиней Аруру по просьбе богов как соперник Гильгамеша. Авторы, конечно же, имели право на такой сказочный ход, но по жизни Энкиду и создавать-то не было причин, хотя бы потому, что жители степей и пустынь, лес и гор появились гораздо раньше обитателей городов.

Но важно во взаимоотношениях двух друзей другое: оседлый люд не мог не воевать с теми, кто жил по обычаям неолита. Собирательство, рыболовство, охота, кочевое скотоводство – всё это мешало жителям многочисленных в Месопотамии городов, главной экономической основой которых стало сельское хозяйство. Некоторые ученые напрямую связывают рабство с сельским хозяйством.

Не будем углубляться в проблему рабства, но почему-то авторам Эпоса Энкиду нужен был не как раб Гильгамеша, а как его друг и соратник. Более того, когда житель степей «сделал своё дело», то он перестал быть нужным огражденному Уруку в качестве полноправного гражданина, да еще и героя, равного самому царю. И Энкиду умер.

Я часто говорю, что писатели нередко убивают своих героев еще и потому, а может быть, главным образом потому, что они не знают, как жить этому герою дальше?

И видимо для того, чтобы смерть степняка не выглядела несуразной, а то и случайной и т.д., чтобы у читателей не появились какие-то мысли для детективных историй по этому поводу, Гильгамеш, потрясенный гибелью друга, отправился на поиски цветка бессмертия, и этот ход гениальных авторов моментально отвлек читателей от разных нехороших мыслей.

Всё-таки цветок бессмертия – всечеловеческая мечта – а вдруг царь найдёт это чудо чудес?!

 

Эпос о Гильгамеше - одно из самых ярких произведений, рожденных в Переходный период, в Земношарной Нейтральной Временной полосе.

Характерными особенностями шедевров мировой литературы о мытарствах людей в Нейтральных Временных полосах является в первую очередь человек, еще окончательно не распрощавшийся с прошлым, не уяснившим неясные перспективы ожидаемого будущего и из-за этих двух причин совершаемым деяния, странные с точки зрения, например, своих же соотечественников (или соплеменников), посеянных, скажем, на этапах реализации той или иной идеи обустройства жизни.

 

Герои истории, эпосов и литературных произведений Тысячелетней Нейтральной полосы в Древнем Китае

В данной работе нет необходимости излагать судьбы всех героев тех веков. Главное, убедить читателя в том, что действительно это было время великих людей и напряженнейших событий. И, конечно же, хотелось бы подсказать читателю, что в недалеком будущем Земной шар вновь окажется на аналогичном витке, на Временной Нейтральной полосе, когда внешние силы (всевозможные катаклизмы) и борьба между государствами, политиками, полководцами и простолюдинами делают всё, что растрепать в клочья «канат жизни», а то и разорвать его.

Сложно жить и творить в такие времена!

Это, конечно, не значит, что в другие временные отрезки Земной шар и Цивилизационные центры не рождают героев. И совсем не обязательно искать героев в «нейтральных глубинах» Времени и Пространства. Но уж очень яркими, сильными, волевыми они выходят из этих глубин!

Вспомним Китай времён прощания Поднебесной с древностью.

 

А. Поднебесная

Ань Шигао, Ань Хоу, Ань Син (II - нач. III в.)

Буддийский наставник, основоположник практики перевода буддийских текстов на китайский язык, последователь хинаяны. Родился в семье парфянского царского рода. После смерти отца отрекся от престола и стал буддийским монахом. В 148 г. приехал в Лоян и занялся переводами. Согласно легендам был убит по ошибки, оказавшись по случаю на улице, где дрались простолюдины.

Цао Цао (второе имя — Мэн-дэ; известен также как Вэйский У-ди) (155—220 гг.)

Поэт, полководец и государственный деятель. Отец Цао Цао и Цао Чжи. Являлся министром последнего императора династии Хань Сянь-ди (правил в 189—220 гг.). Сосредоточил в своих руках всю власть, пытался предотвратить распад страны. Всю жизнь провёл в войнах. Подавлял «Жёлтых повязок» восстание. В течение нескольких лет вёл войну с соперничавшими полководцами — Люй Бу, Юань Шао и Чжан Сюэ и победил их. В борьбе с соперниками использовал кочевые племена — ухуань и ди. Основал царство Вэй (220—265 гг.), занимавшее территорию Северного и Центрального Китая, провозгласил Цао Пи императором. Оставил яркий след в истории китайской поэзии. Собрал при своем дворе группу поэтов-чиновников, которые создали так называемую «Цзяньяньскую поэзию». С этого литературно-поэтического течения берет начало авторская лирическая поэзия в Китае. Цао Цао создал самобытный творческий стиль, характеризующийся энергичностью слога, эмоциональностью, красочностью образов, свободой самовыражения. (Резной дракон. Поэзия эпохи Шести династий ( III – VI вв.). В переводах М. Кривцовой. СПб., 2004. С. 21). Писал стихи по мотивам древних ханьских народных песен юэфу, в которых описывал тяготы походов, бедствия смутного времени, бренность человеческого существования. Написал также сочинения по военному искусству.

 

Цао Пи, Цао Пэй (второе имя — Цзы-хуань, известен также как Вэйский император Вэнь-ди) (187 – 226 гг.)

Поэт и теоретик литературы. Император царства Вэй в 220 – 226 гг. Сын Цао Цао. Жизнь провёл в войнах и «усмирении непокорных». Старался играть роль «мироустроителя», покровителя литературы. Писал о пирах и походах, о бренности человеческого бытия. Один из первых авторов семисловных стихов — поэтической формы, ставшей основной в китайской поэзии. Сохранились стихи в жанрах Ши и юэфу, письма о литературе, трактат «Рассуждение об изящной словесности», в котором Цао Пи отошел от конфуцианского рационализма. Высоко оценивая роль литературы в обществе и государстве, он дал сравнительный анализ творчества современников и краткую характеристику основных жанров.

 

Цао Чжи (второе имя — Цзы-цзянь, известен также как Чэнь Сы-ван) (192 — 232 гг.)

Поэт. Сын Цао Цао. Был гоним братом Цао Пи, многие  годы провёл в ссылке. Лирическая поэзия Цао Чжи лишена придворной помпезности. Воспевал воинскую доблесть, бессмертие человеческих дел, любовь и дружбу, выступал за «гуманное правление». Широко использовал народные темы и образы, но даже эпический материал подавал в лирическом ключе. Многие его юэфу повествуют о принесённых войной бедствиях, о бренности бытия. Стихи о «путешествиях к небожителям» связаны с общим тогда увлечением даосскими магией и медитацией. В нарочитом отстранении Цоа Чжи от земного выразился его протест против несправедливости. Среди его фу выделяется лирическая поэма «Фея реки Ло», в которой он свой идеал земной женщины выразил в фантастической форме. Изображая любовь человека и бессмертной, поэт ратовал за свободу чувства. Среди многожанрового наследия поэта — оды, стихи, гимны, подражания народным песням, славословия, эпитафии, рассуждения и др.

 

Цзи Кан (второе имя — Шу-е) (223— 262 гг.)

Поэт и философ, музыкант, один из «семи мудрецов из бамбуковой рощи». Отказался от государственной службы, призывал людей к «великой чистоте», к опрощению. Был обвинён в заговоре и казнён. Три тысячи человек перед казнью просили мыслителя о том, чтобы он разрешил им называть себя его учениками. В Китае одним бунтарем-вольнодумцем стало меньше. В мировой истории — одним больше. Поэзия Цзи Канна это художественное выражение даосских «поисков истины». В стихах он воплотил свой идеал совершенного человека. В отличие от современников почти не подражал модным в те времена песням юэфу. В трактатах высказывал взгляды, оппозиционные конфуцианскому мировоззрению. Большая часть его сочинений погибла. Уцелевшие сочинения собраны Лу Синем.

Жуань Цзи, Жуань Сыцзун (210 – 263 гг.)

Литератор, самая значительная фигура в кружке мыслителей, получившем название «Семь мудрецов из бамбуковой рощи».  Находясь на гражданской и военной службе в государстве Вэй сознательно не домогался высоких должностей, был чрезвычайно осторожен в высказываниях на социальные и политические темы, хотя в быту вел себя экстравагантно, на что указывали его биографы-конфуцианцы. Им также не нравилось, что Жуань Цзи преклонялся перед Чжуан-цзы и являлся сторонником некоторых идей даосизма. Он написал несколько больших философских трудов и поэтических сборников. Славу знаменитого поэта ему принесла книга «Пою о чувствах». Жуань Цзи, по мнению известного синолога Н. И. Конрада, принадлежал к «оттесненным от власти слоям господствующего класса, которые «становились приверженцами идеи «естественности» как высшего закона жизни, отвергали все «искусственное» - нормы, правила жизни, законы, придуманные человеком или якобы исходящие от богов. В таком отрицании они видели выражение протеста и переносили этот протест на обстановку своего времени, широко развивая и объем и содержание самих идей. Они восторженно преклонялись перед Чжуан-цзы за его умение, как они выражались, «сидеть, забыв обо всем»… (520 – 521). Отторжение действительности и поворот мыслителей от конфуцианства к Чжуан-цзы можно объяснить только тем, что исчерпала свои конструктивные возможности имперская идея, эпоха династии Хань. Люди, разочарованные, стали искать других кумиров, вспомнили о других направлениях философской и идеологической мысли. Более того, это разочарование стало одной из важных причин появления на территории Поднебесной буддийских миссионеров.

Внутреннее тяготение к «естественности» привело Жуань Цзи к отвержению отшельничества, являющегося следствием «мизантропии и тщеславия». «Отшельничество «великого человека» - духовного свойства» , - считал мыслитель. Это было сказано в то время, когда отшельничество получило новый импульс в Индии и пустило первые ростки на территории Римской державы. В Поднебесной оно тоже обозначилось, хотя и не стало еще заметным событием.

Лу Цзи (второе имя — Лу Ши-хэн) (261—303 гг.)

Поэт. Родился в семье крупного сановника. Был ложно обвинён в измене и убит. Сохранилось более 200 его стихотворений, в том числе песни — юэфу. В его поэзии доминируют мотивы скорби, размышления о непрочности человеческого бытия. Лу Цзи впервые широко применил параллельное построение стиха (пайоу), ставшее одной из норм китайской классической поэзии. Его «Ода изящному слову» — одна из первых китайских поэтик, в которой анализируются жанры древней литературы. Делая упор на форме поэтического произведения и воспевая вдохновение, он в то же время выступал против нарочитой причудливости стиля и бессодержательности поэзии.

Тао Юань-мин (другое имя — Тао Цянь) (365—427 гг.)

Поэт, величайший из мастеров древности. С 29 лет служил на незначительных должностях, в 41 год окончательно порвал со службой и обратился к крестьянскому труду. Воспевал независимую жизнь. Сохранилось 160 его стихотворений, а также несколько прозопоэтических сочинений, среди которых —  «Домой, к себе». Стихи Тао Юань-мина глубоки и многослойны. Он оказал большое влияние на кит. поэзию и поэзию сопредельных стран.

Се Лин-Юнь (известен также под именем Кан Юэ) (385—433 гг.)

Поэт. Находился в оппозиции к правящей династии, был казнён. Основоположник китайской пейзажной лирики. Испытал влияние даосизма. В его пейзажной лирике — философская глубина восприятия мира, проникновение в сущность вещей. Стиль отточен и рассчитан на подготовленного читателя. Сохранилось немного его сочинений. Он участвовал в составлении южно китайского варианта буддийской «Сутры о Великой Нирване», начал писать «Историю династии Цзинь».

Бао Чжао (второе имя — Бао Мин-юань) (около 414 — ок. 466 гг.)

Поэт. Его поэзия испытала влияние поэзии юэфу. Написал стихотворные циклы «Подражания песне о тернистом пути» и «Подражания древнему». Основные их темы — сетования на несправедливость, сочувствие народу, стонущему от войн и поборов. Его не признавали современники, но высоко ценили лучшие поэты Танской эпохи, унаследовавшие его традиции.

 

Се Тяо (второе имя — Сюаньхои) (464—499 гг.)

Поэт. Родственник и последователь Се Лин-юня. Наибольших успехов достиг в пейзажной лирике. Большое внимание уделял мелодике стиха, параллельным конструкциям. В его творчестве содержатся многие элементы, получившие развитие уже в поэзии периода династии Тан. Сохранилось более 140 стихов разных жанров.

 

Лю Сё (второе имя — Янь-хэ) (около 465 – около 522)

Китайский теоретик литературы. Являлся наставником наследника престола. Перед смертью постригся в монахи. Написал книгу «Резной дракон литературной мысли», в которой подробно анализировал литературные жанры и стили в их развитии (в том числе народные песни, доклады, некрологи, летописи). Большое внимания уделял проблемам вдохновения и творческой фантазии, ритмике, композиции, изобразительным средствам, языку произведения. Сохранился религиозно-философский трактат Лю Сё «Об искоренении заблуждений».